nn-today.ru — интернет-газета Нижнего Новгорода  

Программа «Краткая история польского кино»

Когда: 12 Фев — 4 Июн, Начало: 19:00


С 12 февраля по 4 июня (каждый вторник ровно в 19:00) в Доме Архитектора будет показана программа «КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОЛЬСКОГО КИНО». Программа состоит из 14 фильмов, преимущественно это фильмы прославленных режиссеров, тех с чьими именами ассоциируется не только польское кино, но все кино Восточной Европы. В программе также присутствуют и работы основоположников польской школы (правда, их имена менее известны широкой публике). Особняком стоит последний фильм – дебютный фильм Мариуша Фронта «Двойной портрет», который дает зрителям представление о путях развития польского кинематографа.

Период расцвета польского кино пришелся на четыре десятилетия от 1955 до 1995 года, от появления первых фильмов Анджея Вайды и работ Анджея Мунка, Ежи Кавалеровича и Войцеха Хаса, стоявших у истоков «польской школы». Кинематограф возвращался к жизни среди руин, оставленных Второй мировой войной. Как и в СССР, киноиндустрия в Польше была национализирована. Государственное предприятие «Фильм Польски» (Film Polski) сосредоточило в своих руках контроль за производством, прокатом, кинотеатрами, а также остальными отраслями польского кинематографа и образованием в этой сфере. Последствием сложившейся после 1945 года социально-экономической ситуации стало признание кинематографистам совершенно особенного статуса, близкого к статусу поэтов, писателей и художников. Это произошло задолго до появления теории авторского кино, столь дорогой основателям французской новой волны. За успехом «польской школы» стояла также характерная только для Польши специфика: в 1955 г. по предложению самих кинематографистов были созданы киностудии – полуавтономные мастерские, заменившие государственное производство, которое контролировалось администрацией.

За столь успешным началом последовали награды на самых престижных кинофестивалях, а на протяжении следующих десятилетий эстафету приняли новые поколения: так появились «Новая волна 60-х гг.» (Роман Полански и Ежи Сколимовски), «Кино морального беспокойства» (Кеслёвски, Кшиштоф Занусси и другие), документальная школа (Марцель Лозиньски (Marcel Łoziński) и другие), анимационная кинематография (Ян Леница (Jan Lenica) и Валериан Боровчик (Walerian Borowczyk)), короткометражное кино.

Стоимость билетов 100 рублей
Справки и заказ билетов по телефону: 291 08 47

Программа:

12 февраля – «Канал» (Анджей Вайда, 1956, 91 мин.)
В ролях: Тереса Ижевская, Тадеуш Янчар, Веньчислав Глиньский, Станислав Микульский, Эмиль Каревич и др.
Трагедия Вайды, рассказывающая о наиболее страшной странице истории Варшавского восстания 1944 года, связанной с вынужденным спуском повстанцев и обычных жителей города в канализационную сеть…

19 февраля — «Эва хочет спать» (Тадеуш Хмелевский, 1957, 94 мин.)
В ролях: Барбара Квятковская, Станислав Микульский, Стефан Бартик, Роман Клосовский и др.
Сатирическая комедия в духе дворовой баллады, рассказывающая о перипетиях благородной и простодушной до наивности девушки, которая безуспешно пытается найти ночлег в очень странном городе.

26 февраля — Петля (Войцех Ежи Хас, 1957, 97 мин.)
В ролях: Густав Холубек, Стефан Бартик, Тадеуш Фийевский, Юлиуш Грабовский
Описание: Этот фильм было бы неплохо извлечь из тьмы забвения в широкий прокат в назидательных и пропагандистских целях. Немного отстраненно и безжалостно в своей последовательности, маэстро Хас демонстрирует зрителю день обычного польского алкоголика, человека интеллигентного, еще не до конца опустившегося, но уже стоящего на краю пропасти отчаяния. Через показ простых эпизодов, незначительных бытовых подробностей режиссер проводит зрителя по замкнутому кругу древнейшей человеческой несвободы – от утреннего раскаяния, похмелья, страха к постепенному нарастанию агрессивности, внезапному срыву, эйфории, скандалу и… новому отчаянию. Несмотря на отсутствие радикальных визуальных решений, внешнюю аскетичность повествования – страшно становится уже в самом начале фильма. Сангвинически ровный финал, когда главный герой без лишней суеты сводит счеты с жизнью, проживается едва ли не как единственная возможная развязка. В фильме нет лобовых посланий из области этики, но его почти репортажный стиль действует сильнее самого высокохудожественного нравоучения.

5 марта – Косоглазое счастье (Анджей Мунк, 1960, 107 мин.)
В ролях: Богумил Кобеля, Хелена Домбровская, Барбара Квятковская и др.
Гротескно-карикатурная история о неудачливом приспособленце, который на протяжении 20 лет пытается снискать благосклонность различных власть предержащих, однако все его усилилия, несмотря на «благие намерения», терпят фиаско…

12 марта – Свидетельство о рождении (С. Ружевич, 1961, 99 мин.)
В ролях: Хенрик Моджевский, Хенрик Хрыневич, Мечислав Стоор, Эдвард Минцер
Три новеллы, действие которых разворачивается в тревожной атмосфере оккупационных будней, увиденных глазами детей.

19 марта – Как быть любимой (Войцех Хаас, 1962, 97 мин.)
В ролях: Барбара Крафтувна, Збигнев Цыбульский, Артур Млодницкий, Веньчислав Глиньский, Веслав Голас, Веслава Квасьневска, Здислав Маклакевич, Тадеуш Калиновский
Во время полёта на авиалайнере героиня вспоминает о своей юности. 1939 год. Начинающая театральная актриса Фелиция (Барбара Краффтувна) влюблена в «звезду» театра — Виктора Равича (Цыбульский). Но тут начинается война, немцы вторгаются в Польшу… Как сберечь любовь, когда на волоске жизнь? Фелиция укрывает Равича от полицаев. Он несколько лет живет в её доме, никуда не выходя, прячась даже от самого себя. Для него такая жизнь нестерпима, но Фелиция готова на все ради любимого. Ради его спасения она жертвует даже собственной честью. Однако как только немцы уходят, непосредственная опасность для Равича минует, он уходит от Фелиции. Польшу освободили от немцев, но в страну пришли новые порядки. За сотрудничество с немецкими оккупантами Фелиции запретили пять лет играть в театре. Но она справится и с этой бедой: будет выступать на радио и всё равно добьется своего. А Виктор… он так и не находит себя. Что его ждет? Женщины, вино, творческая нереализованность… и в конце концов — самоубийство. Фелиция — уже зрелая женщина, известная актриса. Она любима многими. И все же — как быть любимой? — вот тот вопрос, которым она задается.

26 марта – Житие Матеуша (В. Лещинский, 1968, 76 мин.)
В ролях: Франчишек Печка, Анна Милевская, Ханна Скаржанка, Малгожата Браунек и др.
Живописная поэтическая притча о деревенском чудаке, живущем в гармонии с природой, но не умеющем найти себе места среди людей, по мере неуклонного движения действия к трагедии, оказывается универсальной историей об одиночестве.

2 апреля – Соль чёрной земли (Казимеж Куц, 1969, 103 мин.)
В ролях: Ольгерд Лукашевич, Ян Энглерт, Ежи Биньчицкий, Ежи Цнота и др.
Август 1920 года, второе силезское восстание. Семеро братьев с благословения отца идут на борьбу – спокойно и естественно, будто отправляются в шахту. Для младшего – Габриэля – все это поначалу просто игра…

9 апреля – Общая комната (Войцех Хас, 1959, 89 мин.)
В ролях: Халина Буйно-Лоза, Богуслав Данелевский, Кристина Фельдман, Мечислав Гайда,Зузанна Хельская, Густав Холоубек, Анджей Козак, Мойжеш Ланцман, Кшиштоф Литвин,Анна Лубеньская, Здзислав Маклакевич, Ирена Нетто, Адам Павликовский, Йозеф Перацкий
Драма о неустроенности польских интеллектуалов. Психологический рассказ об обитателях одной комнаты в варшавском доме — обреченных на бездействие молодых интеллектуалах в межвоенной Польше. Их безуспешные попытки найти место в обществе, работу, счастье в результате приводят к катастрофе…

16 апреля – «Провинциальные актеры» (Агнешка Холланд, 1979, 104 мин.)
В ролях: Халина Лабонарская, Тадеуш Хук, Ивона Бернацкая, Эва Далковская, Слава Квасьневская, Казимера Ногай, Ежи Штур и др.
В монотонную жизнь коллектива провинциального театра вторгается известный режиссер из Варшавы, который планирует поставить «Освобождение» Выспяньского. Будущий спектакль должен принять участие в конкурсе региональных театров. Даровитому актеру Кшиштофу роль Конрада дает шанс на новую жизнь…

23 апреля — Случай (Кшиштоф Кесьлёвский, 1981, 112 мин.)
В ролях: Богуслав Линда, Тадеуш Ломницкий, Збигнев Запасевич, Богуслава Павелец, Мажена Трыбала, Яцек Борковский и др.
Последние слова, которые адресовал Витеку его отец, были таковы: «Ты ничего не должен…» Проходит время, и перед Витеком открываются разные жизненные перспективы, каждая из которых привлекает чем-то своим. Получится ли у него выбрать «золотую середину»?

14 мая — «Короткий фильм о любви» (Кшиштоф Кесьлёвский, 1988, 83 мин.)
В ролях: Гражина Шаполовская, Олаф Любашенко, Стефания Ивиньская, Петр Махалица
Нетипичная, в чем-то даже парадоксальная история любви молодого человека к женщине старше него, за которой он ежедневно наблюдает из окна своей квартиры при помощи бинокля. Этот аскетичный, но невероятно глубокий и тонкий фильм является одним из наиболее пронзительных в мировом кино гимнов любви.

28 мая — «Обращенный» (Казимеж Куц, 1994, 79 мин.)
В ролях: Збигнев Замаховский, Хенрик Биста, Марек Кондрат, Станислав Гурка и др.
Томаш Сивек работает на катовицкой ТЭЦ. Однажды партийный начальник поручает ему шпионить за коллегами на митинге «Солидарности». Тот соглашается без особых колебаний, тем более что в награду обещан отпуск на болгарском курорте…

4 июня — «Двойной портрет» (Мариуш Фронт, 2000, 109 мин.)
В ролях: Мачей Адамчик, Эльжбета Пекач, Адам Бауманн, Адам Боско и др.
Дебютная картина Мариуша Фронта, снятая в документальной стилистике, как будто склеенная из многочисленных кадров повседневности. Ее сюжет формирует история интеллигентной молодой пары – режиссера и актрисы – творческих душ, которые мечтают о многом, а пока что снимают однокомнатную квартиру и работают в гипермаркете.

Где: Дом архитектора, Верхне-Волжская наб., д. 2

Загрузка карты ….

nn-today.ru © 2019